Золото-серебряное кружево XVII века

В художественном творчестве русского народа не малое место занимает женский труд — плетение кружева. Это искусство, получившее свое начало в России по-видимому в XVII в., достигло в дальнейшем большого расцвета, и в наше время возрожденные после Октябрьской социалистической революции народные художественные ремесла, в особенности кружевное, пользуются заслуженной славой далеко за пределами нашей родины.

Вопросу русского кружевного промысла посвящен ряд работ, из которых большая работа С. Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы» со значительной полнотою освещает производство в различных районах нашей страны. Но историческая часть вопроса разъяснена недостаточно, а иногда и спорно. В настоящем очерке поставлена задача на основании изучения письменных источников и сохранившихся вещевых памятников более подробно выяснить начальный период русского кружевного производства.

Из украшений русских: одежд и других предметов быта высших классов XVII в. едва ли не самым распространенным было плетеное золото-серебряное кружево. До нашего времени дошло много образцов такого кружева на различных предметах, хранящихся в музеях, как например, в Гос. Историческом Музее, Гос. Оружейной Палате, так и в других. Сведения о производстве этого кружева в Москве относятся только к XVII в., тогда как известно о его гораздо более раннем существовании на Западе, а также о ввозе его в Москву еще во второй половине XVI в.

История золотно-серебряного кружева мало освещена не только в русской, но и в иностранной литературе, и исследователи упоминают о нем лишь мимоходом ##1, уделяя главное внимание кружеву нитяному, как более сложному в смысле техники и более изысканному в художественном отношении. Однако для исследования материальной культуры допетровской Руси история металлического кружева представляет значительный интерес тем, что в московском быту высших классов и в торговле XVII в., при отсутствии нитяного кружева, оно занимало существенное место, на чем подробнее мы останавливаемся ниже.