О вологодских кружевницах

Анатолий Рогов, очерк о кружевах «Коклюшки с копеечками»

Работают Михайловские кружевницы в двухэтажном розовом доме, стоящем на главной улице городка. А новые большие корпуса кружевного объединения «Снежинка» расположены на одной из окраин Вологды. Расстояние между ними семьсот километров. И если в Михайлове число мастериц около двухсот, то в «Снежинке», учитывая пять отделений и всех надомниц, их более восьми тысяч.

Есть в Вологде и великолепное училище с отдельным пятиэтажным общежитием. Есть творческие лаборатории. Есть единственная в стране кружевница Герой Социалистического Труда Нина Ивановна Васильева. Есть лауреаты Государственной премии Капитолина Васильевна Исакова, Вера Дмитриевна Веселова, Виктория Николаевна Ельфина, Эльза Яковлевна Хумала, Варвара Васильевна Сибирцева.

Панно кружевное «Поющее дерево». Автор Ельфина Виктория Николаевна.

И кружева здесь только белые, нежно-золотистые да черные, ассортимент такой, что нужно несколько дней, чтобы хотя бы бегло все пересмотреть. Даже многометровые бесподобные панно здесь выплетают, уникальнейшие скатерти, парадные платья, шарфы, пелерины, и есть вещи просто знаменитые, обошедшие выставки десятков стран. Занавес Веселовой «Сказка о царе Салтане», например, салфетка «Иванов день» и панно «Снежинка» Эльфиной, косынки и шарфы Хумалы.

Принцип везде традиционный: ленточный вилюшечный условный узор на прозрачной решетке. Но до чего все разнообразно, и до какого непостижимого изящества и гармонии доведены теперь каждая линия и каждая деталь. По длинно-зубчатому краю нежнейшего черного шарфа Хумала, например, вдруг пускает белоснежную оторочку: как игольчатой изморозью одевает черный узор. Представляете, как красиво! Смотришь на такое кружево, и почему-то чудится, что слышишь клавесин.

Кружевная скатерть «Жемчужина». Автор Ельфина Виктория Николаевна.

А в работах Ельфиной будто солнечно заливается рожок...

И все-таки, несмотря на художественные особенности и иные масштабы, в главном между Михайловом и Вологдой нет никакой разницы. Как и между всеми другими кружевными промыслами.

Везде круглые тугие подушки, обвешанные коклюшками. Везде чуть выбит пол под козелками от их постоянного елозания. У всех кружевниц искалечены, обломаны ногти на больших и указательных пальцах — булавки-то приходится выдергивать и вставлять ежедневно сотнями. Везде непрерывно и ровно постукивают, позванивают коклюшки. Коклюшки с копеечками многие любят. И хотя звон этот действительно похож на весенний воробьиный гомон, когда он звучит час, день, месяцы и годы подряд — согласитесь, эта монотонность может и надоесть. Да еще и движений размашистых кружевницы стараются не делать — иначе руки отвалятся от усталости. И считать перевивы надо постоянно...

Фрагмент кружевной скатерти «Птицы-небылицы». Автор Веселова Вера Дмитриевна.

В общем, монотонная эта работа. Очень монотонная, несмотря на никогда не выключаемое в мастерских радио и на то, что все кружевницы очень любят петь и много поют, даже утверждают, что без песни настоящего кружева не сплести. Мужчины, скажем, ни за что бы не выдержали такой работы. А вот кружевницы не только выдерживают, большинство из них просто одержимы ею и не уходят из мастерских и после смены.

А однажды я даже был свидетелем, как к директору «Снежинки» пришли несколько пенсионерок и попросили разрешения поработать в праздник:

— Четыре дня свободных. В мастерских пусто, никому не помешаем... А мы душу отведем...

Я наблюдал за ними и понял, что каждая кружевница, взяв в руки коклюшки, превращается в художницу и живет в том непередаваемом счастливом состоянии, когда у нее из обыкновенных ниток получается несказанная красота. Она делает людям праздник, вечный праздник. И завтра будет его делать. Всю жизнь!