«О женском замышлении»

Анатолий Рогов, очерк о кружевах «Коклюшки с копеечками»

«...готовить, расшивать и украшать свое приданое было уделом всех девочек, начиная с самых юных лет... Обычаи, сохранившиеся до сих пор в мещанских и крестьянских семьях (речь идет конкретно о Вологодчине) убирать к свадьбе и даже при обыкновенных или менее торжественных собраниях (в деревнях) горницу «наспинниками» (полотенцами, развешиваемыми на спицах по стенам), покрывать постель новобрачным несколькими «постилальниками» (простынями), до семи штук иногда, готовить специальные «убрусы» (большие полотенца-перевязи) для невест и женихов, а также и для дружки, который везет образ, служат тому подтверждением. 

Все только названные предметы расшивались по «перевити» атласником по вырезкам и отделывались кружевом. Их выставляли в доказательство умения, трудолюбия и усердия молодой. На все эти работы соседи и знакомые ходили смотреть, судить и рядить о них».

Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи под 1252 годом, и названы они там златыми — ими был обшит кожух князя Даниила Галицкого. А потом их описания встречаются в исторических документах все чаще и с такими вот эпитетами; Кованое, плетеное, шитое, пряденое, волоченое, низаное, саженное жемчугом... Это столько, значит, существовало способов их изготовления. И «нигде мы не находим такого богатства и разнообразия материалов для кружев, как в России. Употребляли волоченое золото и серебро, сканое и пряденное с шелком, золотую и серебряную нить или канитель и разного рода так называемые блестки, звездочки и прочее. Были кружева саженные и низанные жемчугом и перьями, и пухом, и горностаем...».

Кружевоплетение же называлось у нас в старину «женским замышлением», а сами кружевницы — «плетеями».

И еще одна особенность русского кружева: оно вплоть до нынешнего века разделялось на заимствованное, для знати, и свое—народное, не менее распространенное. Причем «кружева, бывшие в употреблении у самого народа, оказываются в большинстве ниоткуда и ни от кого не заимствованными, такими кружевами, которых происхождение не может быть выведено ни из каких чужеземных образцов».

Это свидетельство самого крупного специалиста по русским кружевам Софьи Александровны Давыдовой.

Да вот вам хотя бы названия некоторых наших кружевных узоров. Вслушайтесь в них, вдумайтесь!

Павлинки. Дубовый лист. Корабли. Протекай речка. Барабаны. Денежки филейные. Лапти. Брошки-пышки-города. Вертячий край. Розы. Колуны. Бараньи рожки. Блины. Вороньи глаза. Города старинные. Зобастый. Красные мыса. Куриные лапки. Огурчики. Пава за павой. Пальцы. Пышечки. Пустушка. Рак-замок. Рыжечки. Рябушка. Сосновый бор. Суровые колеса. Сыпчатое, Узенька перевенька. Череночки. Яблочки. Четырнадцать рыбок. Узкие узятки...

В России существовало четыре основных типа кружев: русское сколочное, немецкие вилюшки, сцепной манер и численные.

Сколочное — от сколка, особого рисунка, закрепленного на подушке, по которому многими парами коклюшек одновременно выплетали и узор, и мелкую сетку фона,

Сцепное и немецкое — тоже по сколкам, но раздельное: сначала—узор, затем—сетка; все немногими парами коклюшек, а затем сцеплялось при помощи тамбурного шва.

Фрагмент кружевной скатерти «Птицы-небылицы»

Численное же плелось без всякого рисунка, просто кружевница сидела и отсчитывала одинаковое число переплетов, и у нее бесконечно повторялся один и тот же узор. Эти кружева называли еще мерными, и они у нас самые старинные.

Кружевной край «Павлинка»